Москва, Стрельбищенский переулок, 29с1
  • Заявка на участие
  • Фотоальбом
  • Благотворительная программа
  • Боль на занятиях с детьми с ДЦП — это не нормально

    635rfgh.pngРеабилитация особых детей может строиться через методы, сопровождаемые болевыми ощущениями. Ребёнку будет больно — но ведь «надо потерпеть, и всё будет хорошо». И в этом есть определённый парадокс. Боль же усиливает спастичность. Так как она поможет с ней бороться? В принципе это то же самое, что тушить пожар солярой. Ущипните себя, сделайте больно — и вы дёрнетесь, сожмётесь. Реакция организма ребёнка с церебральным параличом ничем не отличается от вашей.

    Конечно же, специалисты-реабилитологи не садисты и не желают сделать ребёнку больно. Конечно, они хотят ему помочь. Но они не правы, если объясняют истерику и неадекватное поведение малыша только тем, что так надо и причинение боли — вынужденная мера во благо. Не правы потому, что не смогли вовлечь ребёнка в процесс так, чтобы он не сопротивлялся и ему не было неприятно и больно.

    Откуда растёт мнение, что без боли при реабилитации никуда?

    Не все мы читаем правильные научные книги и журналы. Зато в интернете почитать — каждый горазд. В сети множество форумов, пабликов в соцсетях, где мамы особенных детей могут обсудить, как прошло очередное занятие: «Да, было больно, но ничего, мы перетерпели». Принцип сарафанного радио никто не отменял: «Делают одни — значит, так и должно быть. Значит, и мы будем делать так же».

    Плюс в интернете всё перемешано, и без знаний и опыта не всегда просто понять, что вас ждёт под новой вывеской или фамилией: настоящий специалист с умным и современным подходом к реабилитации или человек, чьи методы не эффективны и устарели.

    Как говорят специалисты, если у родителей есть желание, время и средства, при реабилитации детей с ДЦП можно применять любые технологии. Один из ключевых критериев при этом — их безболезненность. Можете хоть к знахарю обратиться — главное, чтобы ребёнок заинтересовался самим процессом и не испытывал боли.

    Мама не должна просто стоять в сторонке

    Мама очень беспокоится и переживает за будущее ребёнка. И потому готова к любым действиям, главное, чтобы у её чада всё было хорошо. И это может подтолкнуть её к заблуждению, которое ещё встречается, — мол, чем интенсивнее и непрерывнее занятие, тем лучше эффект. Вот нет! Ребёнок с ДЦП — не Рокки Бальбоа, который превозмогая боль и беспрестанные тренировки, добивается результата. Во время любой процедуры ему нужно давать отдых, переключая его внимание и позволяя расслабиться.

    По какой бы методике ни проходило занятие с ребёнком, маме нужно быть рядом и помогать ему справиться. Особенно если процедура сопряжена с болью. Почему дети кричат, когда им больно и страшно? Не только потому, что им больно и страшно. Они зовут на помощь самого близкого человека. «Пусть мама услышит, пусть мама придёт», — «вера мамонтёнка» живёт в каждом из нас с рождения. И если в ответ на призывы ребёнка мама не реагирует, то эта вера притупляется, что может отложиться в глубинах психики.

    Притупляются и материнские инстинкты мамы. Когда она слышит плач ребёнка, её организм вырабатывает пролактин, иначе — гормон заботы, который придаёт ей сил для решительных действий. А если мама не ничего не предпринимает, гормон расходуется впустую. А всё, что в организме не находит применения в течение недель, месяцев, лет, «выбрасывается» им из-за ненадобности. То же самое может произойти и с материнским гормоном заботы. Это ещё одна причина, почему крайне важно заинтересовать ребёнка, успокоить и оградить его от неприятных эмоций.

    Добрые методы реабилитации не причинят боли

    На календаре XXI век. Уже не популярны малоэффективные методы реабилитации, в которых есть элемент давления, вызывающий у детей страх и слёзы, а у родителей — стресс. Разработано большое количество методик, рассматривающих ребёнка как личность и помогающих ему раскрыться без боли.

    «Добрые» технологии реабилитации используют в своей работе специалисты центра «Улыбка ребёнка». Фельденкрайз, логопедический массаж, сенсорная интеграция, арттерапия, музыкотерапия и мульттерапия и т. д. — на наших занятиях детям нравится, их ничего не тревожит.